Смена религии или как я открыл для себя «средний формат». Обзор Pentax 645Z

pentax645z

Да, да. Я поменял религию. Такое бывает. Ты все время думаешь, что то, во что ты веришь, перестало отвечать твоим требованиям. Уже больше нет того благоговейного трепета перед великим словом «фулфрейм». И вот наконец ты задумываешься о том, что было бы неплохо что то в этой жизни изменить… Но обо всем по порядку.Летом этого года, компания «Pentax» (Украина) любезно предложила мне протестировать камеру Pentax 645Z. Честно говоря, я сам искал возможность попробовать среднеформатную технику снова (снова — потому что уже снимал на большого брата из Hassel). Прошлый мой опыт говорил — тяжело, неудобно, шумно. Мы много с друзьями обсуждали и 645D, я находил RAW исходники в интернете, но все так же, что-то да не устраивало меня. Где — то я находил минусы и соответственно сдерживал себя от покупок. А дорогущие Mamiya или Hassel отпугивали невероятной ценой. И вот в 2014 году появился на свет Pentax 645Z. Слухов о нем было много, обзоров мало. И вдруг Игорь Сахаров берет себе Zедку. Опа! Первый звоночек, что камера стоит того, чтобы обратить на нее внимание.

Пару недель я гонял камеру в студии, со всеми возможными световыми решениями. Специально ошибался в экспозиции, снимал и в JPG и в RAW,  пересвечивал, недосвечивал, вообщем пытался сам себя убедить, что чуда нет. Не удалось. 3-4 стопа ошибок, камера прощала мне даже в JPG, я не говорю уже о RAW…

Я приобрел Pentax 645Z с тремя объективами, покрыв таким образом все мои рабочие фокусные расстояния. Шикарнейший штатник SMC DFA 645 55mm f/2.8, макро HD DFA 645 90mm f/2.8 ED AW SR и портретный SMC FA 645 150mm f/2.8 — даже не знаю, был ли у меня комплект элек от кенона, который настолько удовлетворял бы меня по всем параметрам. Сразу надо сказать о цене. Она не пугает. Сегодня боди можно купить за 7500$, а те кто могут привезти из USA и за того меньшие деньги, что то около 7000$. Правда в этом случае надо понимать, что в сервисном случае камеру придется обслуживать в стране покупки, фирменный сервис с СНГ её не примет.  Это несравнимо меньше, чем любой ближайший конкурент. Хотя конкурент ли? Сейчас посмотрим.

Эргономика

645Z

Первое на что обращаешь внимание — это то, как камера ложится в руку. Когда меня спрашивают ученики, посоветуйте какую камеру мне купить, то я всегда отвечаю — ту что удобно лежит в вашей руке. Тактильные ощущения — как любовь с первого взгляда. Никакие другие характеристики не позволят вам наслаждаться самим процессом. И  вот как раз Pentax 645Z ложится в руку как влитая. Она нисколько не тяжелее, чем например Mark III с бустером. Зато, благодаря специальной выемке на ручке, пальцы входят в тушку глубже, что дает возможность повесить камеру на руку и не бояться того, что она выскользнет и упадет.

645Z_front2_copie

Вообще если говорить об эргономике, то привыкаешь ко всем крутилкам и кнопочкам очень быстро, что говорит, о том, что об этом думали дизайнеры, а не маркетологи. Все как бы находится там, как сам бы ты этого хотел. А потому процесс обучения, куда нажать, чего покрутить — совершенно безболезненный.

645Z_rear_copie

Ну, а наклонный верхний дисплей — это вообще находка! Не надо теперь опускать вниз камеру, чтобы посмотреть на параметры. Достаточно слегка наклонить ее и нажать на подсветку.

Для съемки с постоянным светом я использую Live View. Так вот поворотный экран, на среднем формате, это нечто. Камера на штативе, поворотный экран выдвинут. И вы  практически смотрите в шахту пленочной камеры.

645Z_rear3_off_tilt_copie

Технические параметры

Я очень плохо разбираюсь в технических параметрах, и часто даже не понимаю о чем речь. Мне все таки кажется, гораздо важнее фотографу, разбираться в экспотройке, чем копаться в характеристиках. Но для полноты картины, я просто перепишу сюда сухие факты и цифры.

  • 51,4 -мегапиксельная матрица 43,8х32,8 мм
  • Пыле — влагозащищенный корпус из магниевого сплава
  • Максимальная чувствительность ISO 204 800
  • Поворотный дисплей
  • Видеосъемка: разрешение FullHD и 4K, ручные настройки экспозиции

Как говорится, а что еще надо?! Можно снимать и в дождь и в снег. Можно снимать при полной темноте. Поворотный экран позволит снимать с  земли и при этом не падать в грязь.

Но я студийщик. И камера мне интересна исключительно как студийный инструмент. Снимаю я как на импульсный, так и на постоянный свет. А потому мне интересны диапазоны ISO от минимума до максимального, на котором мы все еще полностью различаем все детали. Т.е. так называемые «рабочие исо». И конечно же 204800 это совсем не та цифра, на снимке с которой мы можем, что либо рассмотреть. Это маркетинг и слава богу, что в студии он нам не нужен. Но давайте вспомним, на каком ISO нам позволяют снимать старшие братья. Я помню Hasselblad на котором на ISO 400 от картинки не оставалось ничего. Т.е. нормальную картинку можно было снять исключительно на 50 и на 100. Все.

Что же мы видим на Pentax 645Z. Я снимал на 1600. Когда я сделал это впервые, я боялся что получится очередная каша из пикселей. На экранчике фотоаппарата понять ничего нельзя, а потому пришлось ждать проявки на компьютере. Естественный свет от окна, ISO 1600.

Илюхин Юрий фотограф в Минске

pentax 645Z высокое iso

Как мы видим, шумы больше похожи на пленочное зерно и никак не влияют на детализацию картинки.

Снимаем в студии

Съемка в студии этой камерой — сплошное удовольствие. Один только «звук затвора» — уже полное удовлетворение )

Я работаю в студии через компьютер. Т.е. не смотрю на маленький экранчик камеры, а сразу вывожу картинку на монитор, где можно все подстроить  и видеть уже полноценную фотографию.

Ricoh разработали программное обеспечение Image Transmitter 2, которая позволяет как переносить файлы с камеры на компьютер, так и полноценно снимать прямо с компьютера. Я записал об этом процессе видеоролик, в котором можно увидеть все возможности программы, а также связку Image Transmitter 2 + Lightroom

По секрету скажу, что сейчас идет тестировка плагина для Lightroom, который позволит делать Tethering напрямую в Lightroom без Image Transmitter.

К сожалению камера не работает в связке с CaptureOne, что конечно же обидно, да? Но народные умельцы сумели связать и это. Специальный скрипт переформачивает DNG файлы от Pentax в удобоваримый для CaptureOne формат.

 

Динамический диапазон матрицы впечатляет. Мы видим все оттенки от белого до черного. Конечно это не ДД нашего глаза, однако ничего подобного на фотоаппаратах других производителей я не видел. Возможности RAW формата на этой матрице позволяют тянуть нам тени около 4-5 стопов, без того что мы видим какие то либо значительные шумы. Вы сможете скачать примеры сырых файлов и сами потестить эту возможность.

 

Одна из главных проблем на всех системах при съемке в студии это цвет. И самое самое — skintone, цвет кожи. На Pentax 645Z цвет кожи, если вы не ошиблись с балансом белого, уже готов, прямо из камеры. Даже в JPG.  Ну а в RAW, подвинув всего пару ползунков, получаем готовый результат. Никаких танцев с бубнами, как с другими игроками на рынке.

Pentax 645Z

Детализация. Говорить о том, что она впечатляет? 52 мегапикселя на огромной матрице дают нам прекрасную прорисовку деталей, без того что у нас есть излишняя «сухость» кожи. А если использовать объектив SMC FA 645 150mm f/2.8, то мы имеем кожу, которую не хочется потом и ретушировать, настолько реально она выглядит.

Юрий Илюхин Pentax 645Z

Оптика

Компания Pentax выпускала среднеформатные объективы еще в доцифровую эпоху. Огромный опыт позволил создать им совершенно потрясающие современные автофокусные объективы для байонета 645. Нужно конечно же сказать и о том, что и старые объективы от Pentax 67 также подходят для 645z через адаптер, однако автофокус уже будет недоступен. На E-bay таких объективов можно купить целую тележку за совсем небольшие деньги.

Pentax-645-mount-lens-roadmap-2015

Как я уже говорил выше, у меня 3 фикс объектива, все свсетосильные, диафрагма 2.8. Фокусные расстояния 55, 90 и 150мм.
Макро HD DFA 645 90mm f/2.8 дает настолько детализированную картинку, что никакой резкости больше добавлять ни в коем случае не надо. как ни странно, когда я сидел на системе Canon, то я не мог снимать портреты на 70мм, здесь же ровным счетом наоборот, 90 мм на среднем формате в пересчете на 35 мм получаем 71 мм, и этот объектив стал у меня практически штатным. Великолепная цветопередача, детализация, пластика. А самое интересное — встроенная в объектив система стабилизации Shake Reduction, позволяющая спокойно компенсировать 2-3 стопа

Юрий Илюхин фотограф Минск

dedolight

dedolight1
truh

Кликните на этом кропе, посмотрите детализацию. Разве не впечатляет?

truhcrop

Капля дегтя

Не обойдемся без нее. Хотя хотелось бы. Да, но нет. Так вот. Камера не подает сигнал на синхронизатор вспышки при выдержках короче 1/125 сек. А я на всякий случай ставлю даже 1/100. Вы скажете, да фигня какая, мы же в студии. Опять же, да, но нет. У нас большая матрица. Длиннофокусный объектив. И если у вас в студии есть хоть малейший естественный свет, то любая шевеленка дает нам микросмаз. Если нет возможности затемнить всю студию, то снимать придется со штатива.

Что же делать, как же быть? Решение принесла компания Priolite. Моноблоки этой фирмы синхронизируются с Pentax 645Z на выдержке  до 1/8000 секунды.

Так вот о капле дегтя. Она совсем не в камере. Она в том, что купить PROLITE в наших пенатах невозможно. А потому будем пускать слюни как «они там» могут позволить себе все.

Выводы

Как вы понимаете выводы для себя я уже сделал. Великолепная студийная камера, позволяющая снять любой сюжет, с любым светом. Средний формат умеющий снимать видео! Где это видано, где это слыхано? Таки да, умеет ) Два слота для карт памяти. Хошь пиши на обе, хошь по очереди. Возможность подключения карт с WiFi. Не хочешь работать через USB кабель, кидай по воздуху. Вообщем все современные цифровые плюшки. Но не забываем, что это «mediumformat», a потому плюшки превращаются в огроменные пироги. Пластика, детализация, ЦВЕТ!

Что же касается съемки для микростоков, то преимущества этой камеры нельзя переоценить. Огромный размер файла 8256 x 6192 px позволяет как кадрировать, так и просто вырезать отдельные участки файла для продаж на стоках. Пример — при съемке beauty крупным планом — мы свободно делаем картинку только с губами, отдельно глаз и т.д. И все это будет гораздо больше по размерам, чем требует сток.

Ну и для тех кто самостоятельно хотел бы «потягать» RAW файлы от PENTAX 645Z ниже файлы для скачки (фото исключительно для ознакомительных целей, не для коммерческого использования, с обязательным указанием источника. Все авторские права защищены):

3 2 1

Примеры картинок

pentax645z_yuri_iluhin

pentax645z_yuri_iluhin

pentax645z_yuri_iluhin

Всем удачи! И ярких кадров!
Ваш Юрий Илюхин

P.S. О мечтах

Все таки есть, что-то о чем хочется помечтать. В первую очередь это дизайн меню. Нет, я понимаю, что это общая болезнь. Тот же Fuji, который я нежно люблю, страдает аналогичной проблемой. Господа дизайнеры! Мы же живем в 21 веке! Откуда DOS в оформлении менюшек?

И еще одна странная вещь. За месяц пользования камера подвисала 2 раза. Подвисала насмерть! Происходило это в режиме tethering до обновления программного обеспечения. Ни кнопка вкл/выкл, ничего не работает. Т.е. в руках кирпич за 8000$. Вытаскиваем — вставляем батарею. Все нормально. Явно проблема программная. После перепрошивки и обновления Transmitter 2 буду тестить снова.

Ну вот и все. На работоспособность камеры «меню» не влияет никак. А потому это мои, чисто дизайнерские мечты. Пусть со мной и останутся.